Из опыта работы музеев образовательных организаций Алтайского края

 

Технологические карты экскурсий

 

Технологическая карта экскурсии  «Есть такая профессия - Родину защищать!».

 

Технологическая карта экскурсии  «Мир глиняных игрушек».

 

Технологическая карта экскурсии  «История Ребрихинской средней школы».

 

Технологическая  карта экскурсии «Теплоход с именем нашего города».

 

Технологическая карта экскурсии «Крестьянская изба».

 

Технологическая  карта обзорной  экскурсии  «Музей Солдата Великой войны».

 

Технологическая карта экскурсии «Утюг: история и современность».

 

Технологическая карта экскурсии «История Музея «Память-это мы».

 

Технологическая карта экскурсии «Урзля Владимир Матвеевич,  Герой Советского Союза – уроженец нашего села».

 

Технологическая карта экскурсии «Подвигу Зои жить».

 

 

Мой наставник
(Елизавета Львовна Квитницкая и её роль в становлении музея «Наследие»)
Белоглазова Г.Н.
педагог дополнительного образования
КГБУ ДО АКЦДОТиК «Алтай»
Егорова Л.А.
Зам по ВР МБОУ «СОШ № 125»

 

В определённый период жизни каждому из нас встречается человек, который ведёт тебя по улицам и проспектам «города  Знаний», передаёт тебе свой опыт, раскрывает глубокие тайны бытия, а потом помогает постигнуть вершины профессионального мастерства и ты, благодаря своему наставнику, учишься рассуждать и спорить, творить и придумывать, быть ответственным и дисциплинированным. Ты учишься быть специалистом, учишься любить и уважать  свою профессию. Я с уверенностью и гордостью могу сказать, что в моей жизни такие наставники были,  и я безмерно благодарна судьбе, что она подарила мне возможность быть рядом и учиться мастерству у замечательных краеведов, отличников просвещения Квитницкой Елизаветы Львовны и Кузьмичёвой Галины Ивановны. Их имена накрепко переплелись с судьбами многих педагогов города Барнаула и Алтайского края. Их неугомонная энергия, каждодневное желание творить, создавать, придумывать не оставляли равнодушными коллег. Огромная армия, не побоюсь этого слова, учеников могут с уверенностью сказать – «моим учителем была Галина Ивановна» или «в моей жизни был великий наставник - Елизавета Львовна». Да простит меня Галина Ивановна, но моё повествование в большей части о Квитницкой Елизавете Львовне.
С ней я познакомилась в далёком 1986 году. Будучи уже молодой мамой, (моей дочке тогда исполнилось полтора года),  я коренным образом решила поменять сферу своей трудовой деятельности, из экономистов подалась в учителя, готовилась к поступлению в институт,  а если быть точным – стала пионерской вожатой в школе № 79 города Барнаула. Алый галстук на груди, барабаны и пионерские горны, сбор макулатуры и множество интересных детских дел. Регулярно нас приглашали в районный дом пионеров, доводили до нас планы нашей деятельности, подводились итоги каких-то соревнований… Помню, как к очередному съезду нашей славной Коммунистической партии каждая пионерская дружина заполняла  в огромном альбоме, общем на весь район, свою красочную страничку. А делегаты съезда от города Барнаула везли оформленные альбомы – своеобразные отчёты пионерской деятельности – в Москву, в Кремль.
Из того времени помнятся сборы городских методических объединений пионерских вожатых, которые проходили раз в четверть и проводила их Елизавета Львовна. Она в то время была методистом  Краевого дворца пионеров. Я ждала эти сборы, Елизавета Львовна непременно организовывала для нас, как сейчас называют, «мастер класс». Либо это была демонстрация и обучение каким-то детским играм, в которые можно было играть с детьми на переменах, либо нас обучали спортивно-туристическим навыкам: как правильно собрать рюкзак  для похода и что нужно взять в поход. Мы разучивали всевозможные пионерские речёвки, пели пионерские песни, учились даже рисовать. Маленькая, шустрая, бойкая, с неизменным пионерским галстуком на груди – такой мне запомнилась из тех лет Елизавета Львовна. Я и подумать не могла, каким непростым и тернистым был её жизненный путь. Только спустя многие годы, когда у меня за плечами была работа по созданию школьного музея, опыт большого исследования и написания книги «Письма с фронта любимым…», когда мы стали друзьями с Елизаветой Львовной вот только тогда я и познакомилась с её непростой историей жизни.
Елизавета Львовна Квитницкая в народном образовании была с далёкого 1969 года. Своё детство она вспоминала с неохотой, оно было трудным и тяжёлым. Лето 1941 года. «Мы до войны жили в Харькове, родители работали на Харьковском тракторном заводе.  Всё было прекрасно и хорошо, лето, каникулы. И тут такое… Видимо никогда не сотрутся из памяти невероятный грохот от рвущихся бомб, крики, взрывы и стоны раненых, - воспоминала Елизавета Львовна, - Отец и старшая моя сестра погибли при первых бомбёжках. Мы с мамой живыми остались, и вскоре с работниками завода нас эвакуировали на Алтай в город Барнаул. Помнится долгая дорога в холодном, душном, битком набитом людьми вагоне. Наконец, маленький невзрачный вокзал города Барнаула».
Нужно было жить и выживать, мама работала на заводе №77 , а маленькая Лиза вела всё домашнее хозяйство. В 1946 году Лиза пошла в первый класс. Незаметно пролетели школьные годы, позади десятый класс, жизнь потихоньку налаживалась, теперь вместе с мамой трудилась Лиза, материальное положение стало лучше. И вдруг новая непоправимая беда – тяжело заболела и умерла мама. Совсем юной девочкой, в городе, где нет родных людей, Лиза осталась одна.
«Каждый раз, когда мне было плохо, когда жизнь становилась невыносимой, в моей голове звучали последние слова моей мамы «Иди к людям, дочь!» - вспоминала Елизавета Львовна. Она трудилась на барнульском хлопчатобумажном комбинате, каждое лето по направлению комитета ВЛКСМ работала вожатой в пионерском лагере ХБК «Дружина» и вскоре решила поменять свою профессию. По путёвке Октябрьского райкома комсомола города Барнаула пришла  работать в школу № 52, ей было тогда 18 лет. Потом была учёба на историческом факультете барнаульского государственного педагогического института. С 1964 года трудовая деятельность Елизаветы Львовны связана с городским Дворцом пионеров. Не одна плеяда пионерских вожатых из школ города училась у неё, даже сейчас можно найти «пионерскую вожатую» преклонного пенсионного возраста, которая регулярно бывала на учёбе пионервожатых при городском Дворце пионеров.
Одним из самых значимых событий в своей пионерской  работе Елизавета Львовна считала создание и деятельность  краевого пионерского штаба «Искорка». Благодаря «искрятам» была проведена грандиозная поисковая операция «История Артека на Алтае». Задача была поставлена непростая – разыскать артековцев, которые в грозные военные годы отдыхали в лагере, базирующемся на территории санатория в городе Белокуриха Алтайского края. Вначале на руках ребят было лишь несколько фамилий бывших артековцев. Елизавета Львовна вместе с ребятами не раз побывала в Белокурихе, они расспрашивали местных жителей, записывали воспоминания, изучали архивы. Собранные материалы в 1975 году отправили в Крым.
С особым трепетом вспоминала Елизавета Львовна 1984 год. «Искрята» продолжали переписываться с артековцами, и все они высказывали пожелание приехать на Алтай, очень им хотелось ещё раз взглянуть на места, которые так  радушно приютили их в грозное военное время. Было задумано грандиозное дело – «Организовать встречу в Белокурихе алтайских артековцев». И задуманное свершилось! На Алтай смогли приехать человек восемьдесят. Ребята из «Искорки» встречали гостей на железнодорожном вокзале, в аэропорту, везли в гостиницу, где также находились дети, которые помогали разместиться по номерам. Когда гости приехали в Белокуриху, выяснилось, что надобность в гостинице в самой Белокурихе отпала. Местные жители знали о прибытии артековцев, они вышли на дорогу, остановили автобус и буквально разобрали гостей по своим домам. Было много слез - и радости, и печали, воспоминаний, словом, повзрослевшие дети вернулись к родному очагу... Не забываемые впечатления.
С распадом Советского Союза не стало пионерской и комсомольской организаций. В настоящее время детские организации активно ведут свою работу по воспитанию патриотов России. Елизавета Львовна в те годы всю себя отдала музейному движению. Благодаря её стараниям, её активной и грамотной методической работе стали открываться в образовательных учреждениях музеи истории школ, музеи этнографической культуры, музеи истории микрорайона, была полной свобода выбора направления создаваемого музея.
В то непростое перестроечное время судьба снова свела меня с Елизаветой Львовной. В школе № 125 благодаря прошедшей в районе выставке прикладного творчества «Мне посчастливилось родиться на Алтае» собралась довольно внушительная коллекция предметов этнографии. На педагогическом совете школы было решено – открыть музей. Несмотря на большое количество учащихся, в здании школы был найден маленький кабинет, с которого началась экспозиция будущего музея «Наследие». Я была назначена руководителем, никакого опыта музейной работы не имела, приходилось в процессе становления осваивать  неизвестное. Как создать экспозицию, как правильно оформить выставку, какие документы нужны – огромное количество вопросов. Мощную поддержку мне в то время оказала Квитницкая Елизавета Львовна. Здорово помогали методические семинары для руководителей школьных музеев. Елизавета Львовна на каждый семинар приглашала специалистов из государственных музеев, которые подробно и доступно рассказывали нам, далёким от музейной работы учителям,  как грамотно вести книги по регистрации поступающих музейных предметов, делились хитростями оформления выставок и многое, многое другое.
Семинары редко проходили в одном и том же месте, мы кочевали из школы в школу, бывали в  гостях в государственных музеях, знакомились с уже организованными школьными музеями, с их опытом работы. С каждого семинара я брала для себя какую-то идею: в этом музее витрины удобные и подобные можно изготовить в условиях школы; а в этом музее интересно поставлена работа по организации коллективно-творческого дела. Увиденное у других на свой лад старалась применить в своём музее. Елизавета Львовна познакомила меня, и потом это знакомство переросло в крепкую дружбу, с Галиной Ивановной Кузьмичёвой , которая с юных лет занималась музейной деятельностью, и у неё можно было учиться буквально всему, что только можно придумать в школьном музее. Познакомила с Черковой Татьяной Александровной, которая много лет ведёт серьёзную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и хранит память в музее о воинах локальных войн XX века. Считаю удачей, что моей коллегой по музейному цеху стала Фукс Людмила Александровна , у которой можно и сейчас учиться созданию при школьном музее клубов интересных встреч и организации среди школьников коллективно-творческих дел. В музее «Наследие» так же было налажено всестороннее сотрудничество. Приглашались интересные люди, на фото Нина Тимофеевна Дамер, жительница города Барнаула со своей коллекцией цветочных композиций из бисера. В музее была организована выставка её работ и встреча с учащимися.
Тамара Владимировна Скворцова, архивариус барнаульской Епархии, была частым гостем в музее с лекциями о храмах города, их судьбе и судьбе тех, кто преданно служил в этих храмах. Незабываемой и оставившей на долгие годы след в душе была встреча учащихся 10-ого класса с узницей концлагеря в городе Равенсбрюк (Германия) Синельниковой Еленой Степановной. Патриотическое воспитание учащихся было одной из главных направлений в музее. Тематические классные часы, приглашение ветеранов  на встречи, активная исследовательская работа по изучению боевого пути ветеранов войны, проживающих в микрорайоне школы. Ветераны охотно отзывались на наши приглашения и были частыми гостями в школе.

 

 

 

Синельникова Е.С. в центре 

 

 

Ветераны Дрыгин Д.А., Попов Н.А.

 


Родичева Елена Михайловна была руководителем Музея боевой славы школы № 70 города Барнаула и долгие годы бессменным руководителем поискового отряда Алтайского края, который вместе с отрядами других городов поднимали из новгородской земли останки погибших во время Великой Отечественной войны, разыскивали родственников и торжественно перезахоранивали героев. Елена Михайловна, рассказывая на семинарах об очередной поездке в новгородские леса,  говорила о детях, как они меняются в экспедициях, взрослеют, становятся мужественными. Не устаю удивляться и восхищаться людьми, которые берутся за столь тяжёлое и в тоже время благородное дело и с честью его выполняют.

      

Поисковый отряд «Память». Источник http://www.pomnivoinu.ru/home/news/38/

 


Реконструкция свадебного обряда в музее «Наследие» школы № 125


Благодаря семинарам, которые организовывала Елизавета Львовна для руководителей школьных музеев, состоялось знакомство, а потом и завязалось тесное сотрудничество с отделом реконструкции и этнографии Художественного музея Алтайского края. Интересные музейные уроки с рассказом и возможностью детям лично поучаствовать в реконструкции свадебного обряда, бытовавшего на территории Алтая в начале прошлого века, научиться петь колядки, славить Христа и поиграть с одним из главных героев Рождественских колядок «Козой» и многое другое. Дети с удовольствием водили хороводы и играли в игры своих прабабушек. Музей активно участвовал в смотрах, в городских и краевых конкурсах, следопыты результаты своих исследований с честью защищали на краеведческих конференциях. В этих победах есть и толика заслуг Елизаветы Львовны.
Под заботливым крылом Квитницкой были все школьные музеи города. Каждый руководитель мог обратиться к ней за помощью и всегда знал, что будет положительным результат в решении его проблемы. Благодаря активной деятельности Елизаветы Львовны в крае число школьных музеев с каждым годом росло. Её смело называли «заботливой мамой» всех хранителей истории нашей малой Родины. Благодаря её стараниям школьные музеи участвовали и побеждали во всевозможных смотрах - конкурсах школьных музеев, несли вахту патриотической памяти, становились центрами воспитательной работы в микрорайонах города.
Лучшей учёбой музейному делу считаю знакомство на практике с опытом работы коллег. Стараниями Елизаветы Львовны устраивались поездки – семинары по сёлам края, мы успевали познакомиться с работой школьного музея и путешествием насладиться. Во время одного выездного семинара состоялось знакомство с великолепным экскурсоводом,  краеведом, директором музея города Белокуриха Тамарой Александровной Батуевой, побывали в музее, созданным при её непосредственном участии, поднимались на гору Церковка и нам показали памятный камень, установленный на месте корпуса, где жили дети артековцы во время Великой Отечественной войны.  Благодаря семинарам побывали в селе, где трудилась легендарная трактористка Варвара Бахолдина, познакомились с музеями сёл Троицкое, Алтайское, Ая, Солоновка, Верх-Обское, побывали во всех музеях В.М. Шукшина в селе Сростки и многих других. Вспоминаются семинары - весёлые, задорные, с заливистой гармошкой в пути, и в то же время семинары методически богатые и насыщенные музейными мероприятиями. Бывало, Елизавета Львовна шутейно рассердится на нас, скажет, что в следующую поездку не берём того-то и того-то. Мол, ведут себя плохо. А мы в ответ весёлые частушки в подарок Елизавете Львовне сочиняем. В последние годы создали отряд имени «Маленькой Лизы». Однажды пришли мы поздравить её с днём пионерии. Заготовили пионерский галстук размера с хорошую косынку, построились, попросили Елизавету Львовну прочитать шутливую клятву вступающего в отряд и торжественно повязали галстук со словами «Человеку с большой буквы и галстук Большой».
В музей «Мир детства», которым руководила  Елизавета Львовна,  шли за советом, перенимали опыт.  Её музей редко был без посетителей. Сейчас можно заглянуть в архивы музея, перелистать пухлую книгу отзывов того времени:
«Неугомонный человек, беспокойная творческая личность, посвятившая многие годы своей жизни пропаганде работы школьных музеев, сотрудничеству с ветеранами и тружениками нашей страны. В её маленьком музее находится бесценный материал по истории детского движения уходящей эпохи, счастливого и неугомонного социалистического прошлого. Елизаветой Львовной собран такой материал, знакомство и изучение которого формирует у школьников и молодёжи чувство преданности своей семье, школе, городу, Родине. Огромное спасибо за Артек!
Председатель Барнаульской городской Думы Л.Н. Зубович».

 «С Елизаветой Львовной я знакома с 1964 года… Конкурсы, соревнования, всевозможные акции, организатором которых являлся Краевой Дом Пионеров, где мы, пионеры дружины имени Александра Матросова всегда активно участвовали… Работа школьных музеев – это целая история детского движения, изучение нашего прошлого. Елизавета Львовна помогала и помогает тем музеям, руководителям, которые остро нуждаются в помещении под фонды музея, а также она изучает, обобщает, пропагандирует опыт работы лучших школьных музеев города. Такие, как Елизавета Львовна являются связующим звеном человеческой памяти. И это здорово! Дерзайте!
Замдиректора по ВР МОУ Гимназии № 42, заслуженный учитель, лауреат премии имени Н.К. Крупской, всегда пионер! Г.И. Кузьмичёва».
Наше время быстротечно, оно не стоит на месте, меняемся и взрослеем мы, уходят наши наставники. Таков закон жизни. Но дело, начатое ими, искорка пламени, не должны затухнуть, сникнуть, закончится. Елизавете Львовне и Галине Ивановне было интересно многое, они жили и своим желанием жить и творить заражали окружающих. Елизавета Львовна неистово вела борьбу за сохранение музеев в школах города и края, оказывала методическую помощь начинающим музееведам. Одна из последних задумок Галины Ивановны Кузьмичёвой  - наладить дружбу руководителей школьных музеев с Институтом культуры, с  краеведами,  разработать проекты по изучению истории края, организовать профессиональную методическую помощь руководителям школьных музеев.  Было много идей по совместному сотрудничеству…
Великое слово «Память», оно заставляет задуматься почитателей и продолжателей дела, задуманного нашими наставниками. Наша задача сейчас не растерять того ценного, грамотного  -  продолжить и приумножить то, что было начато замечательными краеведами, трепетными хранителями истории Квитницкой Елизаветой Львовной и Кузьмичёвой Галиной Ивановной, чтобы про нас тоже однажды сказали «Это мой наставник и я им горжусь»!

Список используемой литературы.

  1. «Артек» на Алтае: Сборник материалов / Сост. Н.В. Юмашева. – Барнаул: Сами, 2012. – 208с.:ил.
  2. Белоглазова Г.Н. Кузьмичёва Галина Ивановна //Алтайская деревня в рассказах её жителей [Текст] / под науч.ред. Щегловой Т.К., Дмитриевой Л.М.; под ред. Вигандт Л.А. – Барнаул: Алт.дом печати, 2012. – 448с:ил. С140-147.
  3. Белоглазова Г.Н. Школьные музеи в Алтайском крае в к. XX – н. XXI вв. // Педагогический потенциал учреждений социально-культурной сферы: управление, динамика, творчество: (материалы НПК молодых учёных, аспирантов и соискателей (5 марта 2010г)/ред.кол.: О.В.Первушина, Г.В.Оленина, Е.И.Кравцова; АлтГАКИ – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010. – 172с., с 8-13.
  4. Диалог поколений: Сборник документальных очерков и интервью о войне и жизни в тылу/ автор-составитель и редактор Г.Белоглазова; АлтГАКИ ИУМ КПЦ. – Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2011. – 107с.: ил.
  5. Научный архив музея «Мир детства», г. Барнаул ОФ № 148
  6. Несвежева Н.В. И вечно юная дорога… К 70-летию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения. / Н.В. Несвежева, Барнаул, 2008. - 124с.:ил.
  7. Черкова Т.А. Вечный вожатый. Посвящается памяти Квитницкой Е.Л./ режим доступа http://shcool60.edu22.info/muzey/
  8. Школьные музеи и военно-патриотические клубы Барнаула /под ред. Н.Храмцовой. – Барнаул, 2005, с. 140.

 

Фото Г.Белоглазовой


ПО «Барнаултрансмаш» в настоящее время

Руководитель школьных музеев МБОУ "Гимназия №42", председатель Совета ветеранов педагогического труда Железнодорожного района города Барнаула, Заслуженный учитель школы Российской Федерации, лауреат премии им. Надежды Константиновны Крупской.

Учитель истории, руководитель музея истории Ленинского района

 

 

***

 

Деятельность школьных музеев Алтайского края в 2016 году.
В муниципальных образовательных учреждениях Алтайского края работают всего 664 музейных объединения из них: 269 паспортизированных музеев, 395 – музейные комнаты, не  имеющие статуса «Музей образовательного учреждения.
Число музейных комнат, краеведческих уголков в детских дошкольных учреждениях увеличилось на 12 позиций  (2015 – 10, 2016-22).
Открыты музейные комнаты в детских садах Бийска, Рубцовска, Немецкого и Благовещенского районах. Все комнаты посвящены изучению культуры и народных традиций.
Открыто шесть новых музейных комнат в Угловском, Бурлинском, Кулундинском, Завьяловском, Залесовском, Каменском, Ребрихинском районах. В основном комнаты имеют патриотическую тематику.          
В связи с реорганизацией образовательных организаций, их укрупнения, количество музейных объединений незначительно сократилось (на 5) т.к., экспонаты из закрывшихся школ передаются в филиалы, либо открывается еще одна комната в укрупненной образовательной  организации. В целом, можно сказать, что музеи в школах сохранены и музейная работа не претерпела каких-либо значительных утрат.
Сотрудники и активисты музеев работают по пяти основным направлениям:
Просветительская работа

Городские и муниципальные конкурсы для музеев: в г. Бийске конкурс экскурсоводов «Алтай в составе России. Один путь. Одна судьба», городская викторина для активистов школьного  музея «Открой для себя Алтай». Конкурс юных чтецов «Живая классика» организован активом музея Солонешенской СОШ. Познавательные экскурсии для учащихся 5-7 классов по археологической тематике проходят  в музее Бийского лицея-интерната; экскурсии  в музей Алтайской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой»  для абитуриентов и родителей; День краеведческой книги в музее  Пановской СОШ Ребрихинского района; Неделя литературного краеведения. В музеях Угловского района проводится работа по сохранению традиций и культуры татарского народа. А в Благовещенском районе музейщики изучают и сохраняют культурные традиции немецкого и казахского населения.  В Байгамутской школе прошел конкурс «Национальные костюмы» и круглый стол «Казахскому ханству 500 лет». Одной из интересных форм работы стали передвижные выставки.  В Солонешенском районе работали четыре выставки» музея Солонешенской СОШ: Школьные годы чудесные», «Мир моих увлечений», «Поклонимся великим тем годам» и  «Нашему музею-15 лет».  Год кино   отмечен активистами музея мероприятием  «Единый информационный день «Кинематографисты Алтая». В Панкрушихинском районе музеи подготовили провели тематические экскурсии  о наших земляках-актерах и кинематографистах. В Шипуновском районе прошла художественно-документальная презентация «Страницы истории российского кино». Школьные музеи участвуют в акции «Музейная ночь, например музей Пригородной СОШ г. Славгорода провели мероприятие для жителей сел Пригородное, Куатовка и г. Славгорода. В Чарышском районе в мероприятии принял участие музей Чарышской СОШ. В Благовещенском районе в музейной ночи приняли участие музеи Благовещенской и Степноозерской СОШ с темой «История края в лицах», в Егорьевском районе музей Малошелковниковской СОШ, музеи Ельцовского района, г. Алейска.  Тогульский межшкольный историко-краеведческий музей в «музейную ночь» провел квест «Тропа памяти», посвященный Году кино. В акции «музейная ночь» приняли участие музейные комнаты  Родинского района. Музеи этого района являются учебно-материальной базой преподавания уроков истории, географии, литературы на краеведческом материале. В школьном музее Чарышской СОШ  создан электронный вариант книги «Знаменитые люди села», в которую вошли  58 кратких очерков. Аналогичный проект реализуется в музее Востровской СШ Волчихинского района и в музейной комнате Мирной СОШ Зонального района Музей Лосихинской Косихинского района проводит на своей базе массовые мероприятия и праздники: «Починки», «Праздник народных ремесел», «Согрей радостью сердца».

Учебно-исследовательская работа

 материалы используются на уроках истории, географии, литературы, ИЗО в музеях Калманского, Баевского, Солонешенскогой,   Панкрушихинского, Тюменцевского, Благовещенского, Топчихинского, Косихинского,  Кулундинского, Ключевского, Усть-Калманского, Залесовского, Егорьевского, Суетского, Тальменского, Быстроистокского, Курьинского, Крутихинского, Алтайского  районов, г. Славгороде, г. Рубцовске, Алейске, Бийске. Используются следующие формы проведения: урок-экскурсия, учебная экскурсия, использование экспонатов музея в качестве учебных пособий.  На базе музеев работают краеведческие объединения: «Летопись села Кривого» в Панкрушихинском районе, «Село мое» в Благовещенском, «Поиск» в музейной комнате Крестьянской ООШ Мамонтовского района и музее СОШ № 9 г. Алейска, «Клио» на базе музея Акуловской СОШ Первомайского района, «Музейное дело» на базах музеев  Верх-Чуманской   СОШ Баевского района,  Новокалманской СОШ Усть-Калманского района, Шатуновской СОШ Залесовского района, «Исток» в музее Залесовской СОШ, «Краеведческий» в музее Шипунихинской СОШ Третьяковского района и ДЮЦ Советского района, «Возрождение в музее Безрукавской СОШ Рубцовского района. В музее Большеромановской СОШ Табунского района работает объединение «Патриот». В музее ЦДТ г. Заринска работает объединение «Активисты школьного музея». В  музеях г. Славгорода  проводятся музейные и факультативные занятия: «Как жили наши предки», «Монеты-свидетели истории», «Возрождение утраченных святынь». Учащиеся младших классов изучают историю школы в школьных музеях города. В музеях Шипуновского района проведены уроки, посвященные Году российского кино с использованием музейных фондов. Проводятся уроки истории по темам: «Исторические источники», «Убранство древнерусской избы», «Быт русского населения». В музее Тальменской СОШ № 5 экскурсоводами музея в 2016 году проведено 23  урока по истории России. Школьные музеи и комнаты Благовещенского, Шелаболихинского, Рубцовского районов приняли участие в Неделе истории и права. В Шелаболихинском и Егорьевском районах на базе музеев проводится внеурочная работа с учащимися. В музее Саввушинской СОШ Змеиногорского района реализован исследовательский проект «История моей семьи в истории войны». Аналогичная работа проведена в музее Лосихинской СОШ Косихинского района. В школьных музеях Косихинского района активно ведется работа по исследованию топонимики сел и составлению топонимических словарей. В музейных комнатах района проводятся факультативы «Музееведение». В музее Кабановской СОШ Усть-Калманского района реализован исследовательский проект по материалам музея «Никто не забыт и ничто не забыто». В Советском районе для актива щкольных музеев проведен конкурс «Рукописная книга воспоминаний детей Великой Отечественной войны советского района». Музеи и музейные комнаты Зонального района ведут сбор материалов и исследовательскую работу по истории 1 мировой войны. В музеях школ Алтайского района ведется активная исследовательская работа с фондами. На основе экспонатов музеев учащиеся готовят уникальные исследовательские работы и проекты, связанные с традиционными занятиями населения Алтайского района, изучением бытовых, культурных и религиозных традиций.  Работы учащихся отмечены на краевом и федеральном уровнях.
Активисты школьных музеев становятся призерами и лауреатами конкурсов регионального, федерального и международного уровня: Будущее Алтая, Краевой туристско-краеведческих слет «Алтай», Краевой конкурс экскурсоводов, краеведческий конкурс «Вокруг света», Будущее Наукограда, Всероссийская конференции «Отечество», Международная конференция учащихся «Первые шаги в науку».

Патриотическое воспитание

Проводятся выставки  «В жизни всегда есть место подвигу», «Есть такая профессия - Родину защищать», «Мы помним, мы гордимся»; встречи с ветеранами локальных войн и матерями погибших воинов Российской армии; акция «Читаем книги о войне»; реализован проект активистов Пановского школьного музея Ребрихинского района   «Найдем войны зарытытй в землю крик». В  Лаптево-Логовской СОШ  открыт уголок Героя России П. Захарова, собраны экспонаты-личные вещи, документы, боевые награды, фотографии. Уроки Мужества, уроки Памяти, «Памяти героев посвящается», «Дорогами войны». «Они сражались за Родину» проводятся всеми музеями и комнатами, уроки сопровождаются литературно-музыкальным оформлением, презентациями, видеофильмами. Конкурс чтецов «Нет краше Родины нашей»  прошел в музее Солонешенской СОШ. Оформлены выставки ко дню вывода войск из Афганистана и ко дню Победы в музее Высокогривской ООШ Панкрушихинского района.  В музее Подойниковской СОШ Панкрушихинского района прошли классные часы для младших школьников «Была война. Была блокада» и экскурсии для всех учащихся школы «Письма, опаленные войной». В музейной комнате Нововознесенской СОШ г. Славгорода проводится Акция «От сердца к сердцу» - встречи с ветеранами войны. Музей Селекционной СОШ г. Славгорода принял участие в районном патриотическом  квесте, на базе музея  выполнялось задание «Наш край в годы Великой Отечественной войны». В музее Лосихинской СОШ Косихинского района идет работа по составлению «Книги памяти». Аналогичную работу проводят музейщики  в Советском районе. Музей «Солдат Великой войны» Налобихинской СОШ им. А. Скурлатова» проводит традиционное мероприятие Вечер памяти «Я вернулся, мама», посвященный участникам локальных войн.

Собирательская и фондовая  работа

В музее Бийского лицея-интерната ведется большая работа по восстановлению археологических артефактов и их максимальному восстановлению; проводится реставрационная работа; в результате экспедиционной работы актива музея Озерно-Кузнецовской СОШ Угловского района фонд пополнился артефактами, которые проходят идентификацию в АлтГУ. Проводятся работы по реставрации и обновлению стендов, документов фотографий, например в музее Змеиногорской СОШ». Большую работу ведут музеи по сбору и систематизации материалов по истории своих школ. В целях подготовки тематических экскурсий  и исследовательских работ обрабатывается фондовый материал, например в музее Подойниковской СОШ Панкрушихинского района подготовлена экскурсия «Письма, опаленные войной», которая была представлена на районный конкурс экскурсоводов и исследовательская работа на краевой конкурс «Будущее Алтая».  В г. Славгороде активисты школьных музеев  ведут систематическую работу по сбору краеведческого материала, провели акцию «Подари вторую жизнь старинным предметам».  Каждый учебный год учащиеся получают краеведческое задание, что позволяет обновлять экспозиции музеев. В школьных музеях Тальменского, Краснощековского, Косихинского, Кытмановского, Баевского  районов проводится аналогичная работа на тему «История школы в лицах», материалы используются для подготовки исследовательских работ на краевые конкурсы.  Музеи Шелаболихинского района ведут собирательскую работу предметов советского времени. В Новокулундинской СОШ Благовещенского района активисты музея не только осуществляют сбор материалов, но и учатся описывать их, составлять каталог, работать с источниками. В музее Яготинской СОШ активисты учатся фиксировать устные источники, брать интервью, обрабатывать и создавать исторический источник. В Баевском районе проводится Акция «Экспонаты для музея». В Советском районе музейщики провели акцию «Фотография на память» с целью сбора фотографий периода Великой Отечественной войны. Музей Шульгинской СОШ Советского района ежегодно проводит экспедицию по селам района с целью поиска краеведческих материалов для музея. Музейщики малошелковниковской школы Егорьевского района создали поисковые отряды для сбора материалов по темам: «История мебели», «История русского костюма», «История домашней утвари», «Таланты нашего села». В Поспелихинском районе проходит конкурс-поиск краеведческих материалов «Старинная вещица», в Петропавловском- «Подарок музею», приуроченная к Всемирному  Дню музеев 18 мая. В музейной комнате  ДЮЦ г. Новоалтайска проведена акция «Создадим музей!». Формирование фонда комнаты продолжается, в результате проведения акции фонд пополнился 45 единицами хранения. В Тогульском межшкольном историко-краеведческом музее ведется фиксация устных источников – запись воспоминаний жителей села. Помимо этого, составляется видеоархив зарисовок и презентаций  по истории и культуре Тогульского района. Совет музейной комнаты «Летопись» Нижнесуетской СОШ Суетского района ведет кропотливую работу по сбору информации о селе в соответствии с профилем: фиксация воспоминаний, история зданий, судьбы первоцелинников, история школы. Собирается видео и фото архив.

Экспозиционно-выставочная работа

Школьные музеи постоянно ведут работу по оформлению временных и передвижных выставок,  как из фондов музея, так и из экспонатов временного хранения к различным памятным датам и мероприятиям: «Старинная утварь» и «Народные ремесла» в музее Высокогривской ООШ Панкрушихинского района; «Техника для села» в  Тюменцевском районе, Зал старины в Новоперуновской СОШ Тальменского района. В музее Благовещенской СОШ оформлена выставка «У этой правды есть голоса», посвященная блокаде Ленинграда. В музее Байгамутской СОШ Благовещенского района оформлена выставка «Казахстан и Россия»; в музейной комнате Шимолинской  СОШ  оформлена выставка «50-летие СПК «Дмитровский». В музее СОШ № 18 г. Рубцовска оформлены выставки: «Люблю тебя, мой город, мой Рубцовск», «Мое! Солнце! Крым!» (о поездке учеников в Артек), «Город Рубцовск в цифрах и фактах». В музее Змеиногорской СОШ с УИОП» оформлены выставки: «Велика Россия, а отступать некуда», «Защитникам Ленинграда посвящается». В музее Лосихинской СОШ К Косихинского района продолжается деятельность «Музея на колесах». В школьных музеях Кулундинского района оформлены выставки «Они поднимали целину», «Писатели Алтая», «Труженники тыла». В музее Краснощековской СОШ на основе собранных музейщиками материалов была оформлена выставка «Педагоги школы», приуроченная к вечеру встречи выпускников. В музее Новокалманской СОШ Усть-Калманского района оформлена выставка «Их здесь ждали», посвященная семьям, ожидавшим родных с войны. В музеях Баевского района оформлены тематические фотовыставки и выставки    «Великая Отечественная война 1941-1945 годов», «Газеты пишут о Победе», «Плакат Победы», «Детство, обделенное войной».  В музее Востровской СШ Волчихинского района оформлена выставка «Быт сельского жителя 40-60- х годов». В музее Малошелковниковской СОШ Егорьевского района  выставка «История села в фотографиях». В Октябрьской СОШ Зонального района оформлена выставка «Комсомол-судьба, призвание, молодость», «Люди пожилые-руки золотые», «Целина-подвиг народа».  В музее «История детского движения» в  Поспелихинском районе проведены две выставки: «Память сердца, дети войны» и «ЛЕГО-мир фантазии». В музее Поспелихинской СОШ № 4 выставки: «Магическая сила узоров» (рушники), «Трудом славен человек» (освоение целины). В Крутихинском районе в школьных музеях прощли выставки: «Солдаты России-защитники наши», «Монетный фонд музея школы», «Вы нам только шепните, мы на помощь придем». В музее Усть-Ишинской школы прошли выставки из музейного фонда «Фотоальбомы прошлого века»,  «Педагоги и выпускники». В Тогульском межшкольном историко-краеведческом музее прошли выставки из фондов музея: «Ордена и медали за личное мужество», выставка советских почтовых марок «В здоровом теле здоровый дух»; из экспонатов временного хранения: «Кукла моей мамы»,  «Свой дом украшу я сама»,  «Творчество добрых людей», «Кукла в народном костюме». В музее Быстроистокской СОШ прошли выставки «Первая Мировая», «Открытка ветерану», «Второй космонавт планеты». В музее СОШ №4 г. Заринска оформлена выставка «Земляки-кинематографисты». В музеях и музейных комнатах Алтайского района прошли выставки «Нас всех война своим крылом коснулась», «Во имя великой Победы», «Пионеры-герои». В Алтайской СОШ № 5 оформлена сменная экспозиция по особо охраняемым природным территориям Алтайского района.

 
В большинстве школьных музеях Алтайского края проводятся встречи с ветеранами Великой  Отечественной Войны и труда, художниками, писателями, другими интересными людьми своего района Активы музеев участвуют в патриотической акции «Бессмертный полк» и «Георгиевская лента».  Профильные краеведческие смены проходят в Ребрихинском, Баевском, Рубцовском, Курьинском районах.  Конкурсы экскурсоводов проводятся в Панкрушихинском, Шипуновском, Тальменском,  Усть-Калманском, Кулундинском, Поспелихинском  райнах, г. Рубцовске, г. Бийске, г. Барнауле,  Славгороде.